- Реадаптации осужденных психология
- Базируясь на процессе исправления и перевоспитания осужденных во время отбывания наказания, реадаптация в конечном итоге - это нравственная, психологическая и организационная подготовка их к жизни на свободе. (И.В. Шмаров). Различные авторы рассматривают суть РО. в широком и узком смыслах. В широком смысле .- это комплекс мероприятий, проводимый с осужденными с первых дней пребывания в исправительном учреждении, направленных на их исправление (производственно - хозяйственный труд, улучшение коммунально-бытовых условий содержания осужденных и т.д.). В узком смысле РО. включает работу с конкретным осужденными в период, непосредственно предшествующий освобождению и проводимую в рамках психологической подготовки, которая направлена на оказание им помощи по нормализации или восстановлению полезных социальных связей, предварительное решение вопросов трудового и бытового устройства и выработку установок на просоциальное поведение.
Реадаптацию осужденных стали изучать уже с конца 1920-х гг. Но в исследованиях отечественных авторов советского периода (В.С. Радкевич, А.Л. Ременсон, Н.А. Стручков, Б.С. Утевский, И.В. Шмаров и др.) превалирует центрация на каре, вскрытии роли режима. В разработке данной проблемы в постсоветский период больше внимание стали уделять реадаптации как процессу ресоциализации (А.В. Пищелко, 1992; 1994). При этом выделяют несколько аспектов ресоциализации: а) целенаправленное влияние на поведение и деятельность заключенного при исполнении уголовного наказания со стороны общества; б) воздействие среды как необходимого условия развития личности; в) активность самой личности как субъекта этого процесса, проявляющейся в избирательном отношении к ближайшему окружению, к его нормам и ценностям, к воспитательным воздействиям, к самовоспитанию и саморегулированию поведения. А.В. Пищелко выявил комплекс социальных потребностей в ресоциализации правонарушителя, что составило три основных "блока", соответственно которым им была разработана система целей ресоциализации личности осужденного: 1) формирование у осужденных стереотипа законопослушного поведения; 2) обеспечение возможности освободившимся из пенитенциарных учреждений адаптироваться к жизни на свободе и включение в социальную жизнь; 3) воспитание у осужденных чувства ответственности за себя перед своей семьей и обществом. По результатам исследований Бабурина С.В. (1999) существуют три уровня РО: социальный, социально-психологический и психологический. Под социальной реадаптацией понимается знание осужденными правил и льгот лиц, освобождаемых из ИУ, а также различных организаций и служб, к которым они могли бы обратиться за помощью после освобождения. Социально-психологическая реадаптация - наличие тесных связей осужденного со своей семьей, родственниками и друзьями, а также возможность и желание обратиться к ним за помощью после освобождения. Психологическая реадаптация включает в себя развитость у осужденных внутриличностных характеристик: 1) наличия планов на будущее после освобождения; 2) умения извлечь уроки из полученного опыта пребывания в местах лишения свободы, чтобы строить свою дальнейшую жизнь по-другому; 3) развитость внутреннего потенциала, который позволил бы успешно адаптироваться к жизни на свободе.
(С.В. Бабурин)
Литература: Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенных. - М., 1928; Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. - М., 1930; Алферов Ю.А. Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы. - Домодедово, 1992; Пищелко А.В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденного. - Домодедово, 1995
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.